История спасения Архангельских рыбаков в Арктических водах

История спасения Архангельских рыбаков в Арктических водах

17.05.2021 0 Автор ne_urist

Архангельск, МЧС, Море

Информационный портал АрхСвобода

Russian public site  ApxSvoboda

Наш Telegram-канал: http://t.me/arhsvoboda

Архангельск, Котлас, Мирный, Новодвинск, Северодвинск, Нарьян-Мар

Мурманская Териберка стала широко известна после выхода фильма Андрея Звягинцева «Левиафан». В Териберку ежегодно приезжают около 40 тысяч туристов. Основная масса приезжих — это рыбаки. Баренцево море привлекает их морской рыбалкой, где можно выловить треску весом до 16 килограмм. Говорят, попадаются и экземпляры за 20 кило!.. И это — далеко не новички, экипированные, с лодками морского класса, с мощными моторами, навигаторами, запасом топлива, в соответствующей экипировке. Но даже эти рыбаки не застрахованы от неприятностей.

30 апреля днём в Службу-112 обратилась жительница Северодвинска и рассказала, что её муж с друзьями терпит бедствие близ Териберки у о. Кильдин.

До терпящего бедствие мужчины удалось дозвониться, и он сообщил, что сейчас в море вместе с двумя друзьями они терпят бедствие на море на расстоянии 2-2,5 км от Восточного Кильдина.

— Волны очень большие, захлёстывает, — сообщил мужчина. На его смартфоне на момент звонка было 44% заряда, у остальных рыбаков телефоны были уже на нуле. — Лодка стеклопластиковая, обычная рыбацкая. Не знаю, сколько продержимся. Помпа постоянно работает, но сколько ещё — трудно сказать.

Сегодня мы связались с северодвинцем Романом, и он рассказал, как удалось спастись ему и его товарищам.

— Перед выходом в море я смотрел прогноз погоды, и на популярном среди рыбаков метеосайте была информация, что по нашему месту рыбалки ухудшение погоды ожидается в 20 час. Другие сайты давали примерно те же данные. Мы решили, что рыбачим до 16 и уходим заблаговременно до непогоды, переход предстоял не близкий. Да и клёв был хорошим.

Однако погода сменилась гораздо раньше, примерно в 13.30 мы попали в шторм, передвигаться в котором уже не было возможности. Вокруг были и другие лодки, кто-то смог уйти, кто-то нет. Этого я уже не знаю — в непогоду уже ничего не было видно. Мы поставили якорь-парашют, который позволял оставаться на месте. Связался по 112 с Мурманскими спасателями, нам сказали, что к Восточному Кильдину направляются на наше спасение два рыболовецких судна. Мы оставались на одной точке и никуда не уходили.

— Почему вы не могли уйти на моторе?

— Я понимал, что это бесполезно, на такой волне нам просто не хватит бензина. У меня был полный дополнительный бак был взят дополнительно бензин в канистрах, но поймите, на такой волне его просто не перелить в бак. Нас болтало так, что самое безобидное — это когда наступает морская болезнь, и тебя тошнит.

— Какая была волна и какая температура воды?

— Баренцево море — это всё-таки Гольфстрим, и температура там постоянная, +4. А волны на мой взгляд были где-то с 3-этажный дом. Уже потом, когда нас спасли, нам сказали, что скорость ветра была 26 м/с, а высота волн — 7-9 м.

— Как быстро произошла смена погоды и как это выглядело?

— Всё изменилось буквально за 15 минут! Был штиль, и вдруг из-за острова Кильдина стала выползать чёрная туча. Стало очень тихо, повалил снег крупными хлопьями. А потом почти сразу ударил мощный ветер и снеговой заряд.

— Как Вы и Ваши друзья были одеты?

— На друзьях была тёплая одежда и поверх неё — роконы. На мне был костюм-поплавок, который позволяет не утонуть и некоторое время держаться на воде.

— В такой ситуации, Вы, наверное, уже прощались с жизнью…

— Нет, ничуть! Зачем прощаться? Надо брать себя в руки и выполнять действия, которые помогут продержаться до подхода помощи. Конечно, страшно, но старался выбраться из этой ситуации. Очень помог якорь-парашют, если бы он оборвался, то пришлось бы действовать как-то по-другому. В лодке распределил груз и постоянно его выравнивал. И бак с рыбой не выбрасывал, его поставил тоже как балласт по центру лодки, который можно двигать. Канистры с бензином тоже в ноги распределили. Т.е. делал всё, чтобы сохранить устойчивость на волне, чтобы нас не перевернуло.

Через некоторое время рыбаки заметили рыболовецкое судно «Владимир Петров», которое шло на спасение рыбаков.

— Я отцепил якорь-парашют, но траулер прошёл мимо, — вспоминает Роман. — Я понял: мы просто слишком маленькие для таких волн, нас рыбаки просто не видят. Даже фальшфейер не помог. Мы связались с капитаном судна и я передал ему точные координаты с эхолота-навигатора, вплоть до секунд. Капитан Алексей (фамилию его я не запомнил — было не до фамилий тогда, если честно) выстроил точки обратного пути до нас.

Но стоит представить высоту волны и размеры двух судов — маленького катера и траулера. Алексей на моторе смог маневрировать, но сближение вдоль, борт к борту, не удавалось. Катер легко могло перевернуть.

— Мне Алексей кричит: заходи носом, бей в судно. Пусть катер разобьёшь, но живы останетесь! Команда «Владимира Петрова» была у борта с канатами наготове. Им всё-таки удалось сблизиться, с траулера бросили концы и подтянули наш катер. А потом нас уже поштучно выгружали на борт, — шутит Роман.

Траулер, выполнив задачу по спасению рыбаков, двинулся дальше. Была информация, что терпят бедствие и в другом месте.

— За Малым Оленьим островом мы увидели фрагменты красного материала, возможно от лодки ПВХ, канистру и пластиковый ящик. По берегу заметили троих идущих людей, подали им гудок, мол, нужна ли помощь? — Они посмотрели в нашу сторону и двинулись дальше. Сигналов помощи не просили.

Спасённых рыбаков траулер доставил в Мурманск. Всё закончилось благополучно, и даже катер, который считали уже пропавшим, нашёлся.