Самолет Чухновского вывезут с Земли Франца-Иосифа

Самолет Чухновского вывезут с Земли Франца-Иосифа

16.07.2019 15 Автор ne_urist

Из Арктики на реставрацию

Это единственный сохранившийся в России самолет АНТ-6А

 

Информационный портал АрхСвобода

  ApxSvoboda

Наш Telegram-канал: http://t.me/arhsvoboda

Архангельск, Котлас, Мирный, Новодвинск, Северодвинск, Нарьян-Мар, Арктика, Земля Франца-Иосифа, Санкт-Петербург

Единственный сохранившийся в России самолет АНТ-6А, который находится на острове Рудольфа Земли Франца-Иосифа, будут вывозить с архипелага для реставрации. Решение принято нацпарком «Русская Арктика» совместно со специалистами Арктического музейно-выставочного центра (Санкт-Петербург).

– Самолет АНТ-6А Бориса Чухновского будет вывезен с острова Рудольфа, где он сейчас находится, и отправлен на реставрацию в Санкт-Петербург. Возможно. Но предстоит большая подготовительная работа. Вывезти его можно только единственным способом: на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов», – сказал директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов.

Самолет АНТ-6А пилота Бориса Чухновского является частью музейного фонда национального парка «Русская Арктика». Это единственный самолет такого типа, оставшийся в стране. АНТ-6А лежит на острове Рудольфа недалеко от заброшенной советской полярной станции с 17 марта 1938 года, когда он потерпел там аварию. АНТ означает «Андрей Николаевич Туполев», «А» значит «арктический». Такие самолеты более известны как тяжелые бомбардировщики ТБ-3. Для условий Арктики они были модернизированы.

Самый северный остров и его опасности

«Михаил Сомов» может забрать самолет с острова в августе, если примерно за три недели до прихода судна получится доставить группу специалистов для подготовки самолета к транспортировке. Остров Рудольфа – самый северный остров Земли Франца-Иосифа, и один из самых труднодоступных. Подход к нему может быть закрыт льдами, а бухта, где расположена полярная станция и лежим самолет, может быть недоступна для высадки по погодным условиям: из-за тумана или сильного волнения на море.

Как сказал начальник отдела сохранения историко-культурного наследия нацпарка Евгений Ермолов, участники экспедиции смогут разместиться в одном из зданий заброшенной станции.

Это дизельная – единственная постройка, которая свободна ото льда, но там, по крайней мере, есть крыша над головой и стены, которые защитят от белых медведей. Остров Рудольфа – один из самых опасных по наличию там полярных хищников.

– Это примерно, как на мыс Желания на Новой Земле – все животные, продвигаясь на север, приходят туда. На острове огромный ледник и только маленькая часть суши на западе свободна ото льда, там медведи и тусуются. В прошлом году мы, не успели высадиться, как тут же увидели белых медведей, – говорит Евгений Ермолов. – Мы сошлись на том, что должно быть шесть крепких мужчин, которые в течение 2-3 недель должны очистить этот самолет.

В ледяной линзе

Даже добраться до самолета и доставить туда оборудование будет непросто. АНТ-6А лежит примерно в 800 метрах от самой северной точки полярной станции, на горке. Идти туда нужно по валунам и льду, на себе нести технику, дизель-генераторы и оружие.

Сохранность самолета примерно 70 процентов: есть кабина, хвост, фюзеляж, крылья, стойки шасси. Все это вморожено в землю, и машину придется буквально выколачивать.

– Один фюзеляж 16 метров длиной, внутри он забит льдом, – рассказал Евгений Ермолов, – не просто снегом, а именно льдом – это монолит. А снаружи получается так, что самолет как препятствие задерживает снег, вокруг него идет снегонакопление, и сейчас он лежит в огромной линзе льда».

Работать придется очень аккуратно, чтобы не сломать и так уже поврежденные части машины. Внутри конструкции придётся работать молотками, топорами, ледорубами и все аккуратно выдалбливать. Это долго и трудозатратно.

Двигатель самолета удалось вывезти в прошлом году. Пытались «сдернуть» с места и сам самолет, но не получилось. Если удастся извлечь части машины из ледовой линзы, их вертолетом перевезут на «Сомов», который доставит самолет в Архангельск.

Как сказал Александр Кирилов, реставрация предполагается в открытом ангаре, чтобы за ней можно было наблюдать. Сейчас в Петербурге реставрируют вездеходы НАТИ-В, которые в прошлом году привезли с острова Рудольфа.

История самолета

Самолет с острова Рудольфа входил в авиаотряд, который вел поиски пропавшего в 1937 году экипажа известного советского летчика Сигизмунда Леваневского. 12 августа он вылетел из Москвы, чтобы совершить перелет до Америки через Северный полюс. Самолет пропал без вести, последняя радиограмма была передана из района полюса. Что стало с самолетом и экипажем — неизвестно до сих пор, несмотря на активные поиски.

В поисках Леваневского сначала участвовало четыре самолета, которые завозили на льдину участников дрейфа «СП-1», затем их сменили другие четыре машины и экипажа. Один из них разбился 14 марта 1938 года на острове Гукера и был вывезен на «большую землю». 17 марта 1938 года при заходе на посадку на острове Рудольфа разбился самолёт командира Бориса Чухновского. Никто не погиб, но при посадке разбилось шасси и были сломаны винты. В места аварии его смогли транспортировать ближе к морю, но вывезти машину не удалось.

Другие самолеты Земли Франца-Иосифа

На Земле Франца-Иосифа сохранилось немало разбившихся и оставшихся на архипелаге самолетов. В бухте «Тихой» на острове Гукера, где находилась первая на архипелаге советская полярная станция, сохранились два самолета По-2. Это машины из дерева, фанеры и полотна.

«По-2 — распространенная машина. Но, конечно, ценность именно этих — что они работали в Арктике и что они сохранились. Мы знаем, что они 1949 года», — говорят историки. В «Тихой»

, куда заходят практически все круизы на Землю Франца-Иосифа, По-2 показывают туристам.

На архипелаге есть несколько Ил-14, есть военный грузовой Ан-12. На острове Хейса, где с 2014 года велись работы по очистке территории, например, оставлен как экспонат самолет Ил-14, который потерпел здесь крушение в феврале 1981 года. Ил-14 заходил на посадку в темноте и приземлился левее взлетно-посадочной полосы, угодив в глубокий снег. При этом оторвался дополнительный топливный бак, который располагался в салоне. Два пассажира погибли. Воздушное судно так и осталось на острове.