Архангельск. Каргопольлаг и Люди


 

Авторский Клуб

Каргопольлаг 5

Александр Соколов

Эксперт АрхСвободы, Публицист

Общество, Политика, Культура

Российский общественный сайт  АрхСвобода

  ApxSvoboda

Архангельск, Котлас, Новодвинск, Северодвинск, Нарьян-Мар

Не редактировано!

Каргопольлаг. Железнодорожная авария…

Каргопольлаг имел большую разветвленную сеть железных дорог широкой колеи (240 км). Местность сильно заболоченная, поэтому все «усы» были не из лежневок, а железнодорожные колеи. Для обслуживания Ерцевской железной дороги (в народе Желдор) требовалось до 1000 человек: машинистов паровозов, путейцев, ремонтников в депо, стрелочников, сцепщиков, связистов, диспетчеров, дежурных по станции…

Руководителями служб назначили опытных железнодорожников. Большая часть из них состояла из осужденных по 58-й статье, и в основном из КВЖД. После продажи в 1935 году Харбинской железной дороги Японии, выехавших советских железнодорожников почти всех признали «врагами народа». Многие машинисты паровозов были с КВЖД,

Но были и те, которые отбывали срок за провинности в министерстве  путей сообщения (МПС), — «стрелочники» за аварии на железной дороге. Когда не хватало какого-либо нужного специалиста, то «находили» очередного «врага народа» и «организовывали» процесс по 58-й статье.

Все железнодорожники были безконвойниками, т.е к ним не приставляли охранника на период работы в смене.

От слаженной работы Желдора зависели все показатели работы Каргопольлага.

Станция Ерцево Северной железной дороги также играла большую роль в жизни поселка и работала в полном  взаимодействии с Желдором. За сутки с ветки выводились до 50-ти вагонов с лесом, которые оперативно должны были отправляться по станциям назначения. За год лагерь заготавливал до миллиона кубометров леса, который был нужен стране.

В те годы на станции Ерцево останавливались все пассажирские поезда, это была станция  особой важности.

Считалось, что транспорт – это самое беспокойное хозяйство. И руководители МПС и начальник Желдора практически круглые сутки должны быть на связи для решения возникших нештатных ситуаций.

В те годы ключевым звеном в управлении движением поездов помимо дежурных по станции был поездной телеграфист, который находился в одном помещении с дежурным.  Без телеграфного подтверждения ни один состав не мог занимать следующий перегон. Помимо поездного телеграфиста в штате был еще телеграфист, который принимал указания, распоряжения, приказы управления Северной дороги из Ярославля.

Расскажем об одной железнодорожной катастрофе на станции Ерцево Северной железной дороги.

Рассказывает Поликарпова (Кольцова) Анастасия Сергеевна, поездной телеграфист:

В Ерцево я с 1947 года, работала телеграфистом на азбуке Морзе. Тогда уже был вокзал с колоннами (построен в 1942 году), который отличался от типовых двухэтажных зданий вокзалов по Северной железной дороге: в Вожеге, Коноше, Няндоме, Плесецкой, Обозерской, Исакогорке.

На строительстве вокзала по индивидуальному проекту в Ерцево, настояло руководство учреждения. Старый вокзал отдали под жильё. В поселке было восемь зданий с колоннами, которые являлись украшением поселка.

Фото 1. Вокзал

Расскажу об одной из аварий на моей смене. Серьёзная авария произошла в 1948 году на станции Ерцево. Я в тот день была на смене – поездным телеграфистом, а Дуся Новикова – дежурной по станции. Я обрабатывала корреспонденцию, а Дуся обрабатывала сборный поезд. Это специальный поезд, который собирает вагоны на промежуточных станциях. В Ерцево всегда на станции стояли груженые вагоны с лесом с ветки, и дожидались сборного поезда, который, делая многочисленные маневры, прицеплял вагоны к составу. К счастью, весь состав отогнали к южному семафору. Прибывал грузовой поезд с Севера, со стороны Коноши. Дуся, услышав шум приближающегося поезда, пошла его принимать, и увидела повалившиеся вагоны в районе входной стрелки. Хорошо, что состав не дошел до вокзала. Стрелочницей была Макарова, которую чудом не накрыло скатившимися под откос вагонами. Обошлось без жертв.

Авария произошла около обеда. В этот день начальник станции Ефимов и его заместитель Пестерев были на выходном и решили подработать на лесозаготовке недалеко от южного семафора. Они пошли на несколько часов рубить лес (так называли валку деревьев с помощью двуручной пилы). Когда услышали об аварии – срочно прибежали на станцию и взяли все руководство по ликвидации аварии на себя. А к вечеру стали съезжаться все службы Северной железной дороги. Первыми приехало начальство из Коноши: ПЧ, вагонники, НГЧ, начальство Няндомской дистанции пути. Приехал начальник СЖД из Ярославля. Каждый переживал, понимая, что возможным наказанием мог быть и расстрел.

 

Фото 2. Товарный состав

 

Движение по одной колее открыли через 8 часов, а в целом аварию ликвидировали на восьмые сутки. Даже пришлось просить путь у Желдора, для объезда аварийного места.

Расследование показало, что у одной из колесных пар вагона на перегоне Перхино-Ерцево на повороте произошла выкрошка на колесе, и начало бить триангель (деталь тормозной рычажной передачи). Место, от которого началась авария, было установлено. Комиссия пришла к выводу, что это заводской брак. Представители завода-изготовителя признали брак колесной пары, и никого не сняли за данную аварию. Очень беспокоились вагонники с Коноши, что пропустили при осмотре вагонов неисправность. Начальник ПЧ, пока шло расследование, поседел.

Конечно, бывали случаи отсутствия связи из-за обрыва проводов. Движение сразу останавливалось до устранения повреждений линии. Провода зимой обрывались из-за обледенения. При получении телеграммы об обледенении шли на лыжах и длинными палками сбивали лёд с проводов.

На моей памяти была авария на 76 км – около Февральского. Там была казарма Поповых (жил мастер пути того участка Попов). Поезд сошел с рельсов по причине расширения пути. Авария случилась после производства ремонтных работ путевой бригадой. Расширение допускается 4 мм, а сужение – 2 мм. К сожалению, Попов умер от переживаний, не дождавшись окончания расследования аварии.

 

Как школьник предотвратил крушение поезда

Школьники из Лухтонги ходили в школу в Ерцево пешком: 5 км туда и 5 км обратно. Около железнодорожных путей шла тропинка, но часто шагали и по шпалам. В 70-е годы один из ребят, Миша Саков, предотвратил аварию на железной дороге.

Ребята шли как обычно, и вдруг увидели, что в одном месте рельсы разошлись. Услышав шум приближающегося поезда, Миша встал на железнодорожный путь, сорвал пионерский галстук и стал им махать. Машинист вовремя остановил состав. На школьной линейке Мише была объявлена благодарность от Северной железной дороги и вручен ценный подарок — именные часы.

В те же годы в школе было много учеников из Перхино и Раменья – деревень, мимо которых проходила железная дорога. Московский поезд шёл в такое время, что на нём было бы удобно доехать в Ерцево в школу, но остановки вблизи Перхино поезд не делал. Ребята написали письмо в «Пионерскую правду» и спустя некоторое время, поезд стал делать минутную остановку в Перхино.

 
 
Статья прочитана 836 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Здесь вы можете написать комментарий к записи "Архангельск. Каргопольлаг и Люди"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты
Архивы
Наши партнеры
Тестовый сайт Гражданской Палаты АО
Позорный столб
Гражданская Палата
Поморфильм
Политическое образование
Печать ФОТО РФ
Ремонт гитар
Форум мастеровых Архангельска
Автономные Инженерные Системы
Читать нас
Связаться с нами
svoboda2012@yandex.ru