Архангельск. Приближается эпидемия туберкулеза


 

Авторский Клуб

Система борьбы с туберкулезом на Поморье давно разрушена!

Николай Плотников

Общественный деятель, Публицист, Эксперт АрхСвободы 

Медицина, Общество

Российский общественный сайт АрхСвобода

Russian public site  ApxSvoboda

Россия, Архангельск, Березник, Вельск, Верхняя Тойма, Виледь, Каменка, Каргополь, Карпогоры, Коноша, Коряжма, Котлас, Мезень, Мирный, Новая Земля, Новодвинск, Няндома, Онега, Пинега, Плесецк, Приморье, Северодвинск, Соловки, Сольвычегодск, Устьяны, Холмогоры, Яренск

Не редактировано!

Доклад

Изучив отчетные материалы, официальные сообщения руководителей противотуберкулёзной службы и представителей МЗ области, официальную статистику, материалы МЗРФ и ВОЗ по организации борьбы с туберкулёзом нашей области с 1991 года по настоящее время могу высказать следующее:
В соответствии с информацией ВОЗ туберкулёз для человека является крайне опасным заболеванием. Около 2 миллиардов людей, треть общего населения Земли, инфицировано туберкулёзом, а во всём мире ежегодно заболевает им 9 миллионов человек, из них 3 миллиона умирают от его осложнений. (По другим данным, ежегодно 8 миллионов заболевают туберкулёзом, а 2 миллиона умирает.)
Сегодня туберкулёз приобрёл новые социальные характеристики такие как массовый «тюремный» туберкулёз, туберкулёз+СПИД, полирезистентный туберкулёз, о которых до 30-х годов прошлого столетия даже понятия не имели.
В России к середине 90-х годов резко сократилось централизованное поступление бесплатных противотуберкулёзных препаратов. Лечение проводилось 1-2 или в лучшем случае 3-мя препаратами вместо 5-6. В результате чего появился устойчивый ко многим препаратам «новый» штамм возбудителя туберкулёза, что делало лечение болезни весьма проблематичным. И всё же согласно планам Всемирной организации здравоохранения туберкулез в России должен быть окончательно побежден к 2050 году. Разработанная стратегия ВОЗ предусматривает быструю диагностику туберкулеза, основанную на молекулярно-генетическом методе и получение в течение ближайших пяти лет вакцины, способствующей выработке пожизненного иммунитета.
В новой стратегии ВОЗ против ТБ на период после 2015 г. было заявлено, что цель тысячелетия развития (ЦТР) по остановке и снижению уровня заболеваемости ТБ в мире достигнута. Следующей целью стратегии устойчивого развития (ЦУР) на период после 2015 г. определена ликвидация эпидемии туберкулеза. В целом, к 2025 году заболеваемость должна сократиться до менее чем 55/ 100 000, и смертность менее 10/ 100 000 к 2035 г.)

Но эти показатели мировые, глобальные. Ориентированы они в основном на четыре региона ВОЗ: Американский, Восточного Средиземноморья, Юго-Восточной Азии, Западной части Тихого океана и на 11 стран с высоким бременем этой болезни (Бразилии, Камбодже, Китае, Эфиопии, Индии, Мьянме, Пакистане, Филиппинах, Уганде, Вьетнаме и Зимбабве).
Однако «окончательная прогнозируемая победа…..» к таким срокам в отдельных Европейских странах, (в т. ч. в России и её регионах) с различным социально-экономическим потенциалом развития и возможностями весьма сомнительна, потому что: 1) распространение туберкулёза происходит по законам развития болезни и её возбудителя и мало поддаётся влиянию различных планов и стратегий ибо строятся они на разрушительных последствиях туберкулёзных атак и не нацелены на их предупреждение. Так будет продолжаться до тех пор, пока инфекционный процесс не станет управляемым. В свою очередь управляемость туберкулёзным инфекционным процессом должна основывается на чётком представлении объёма скрытого резервуара туб. инфекции, его структуры и определения достоверного показателя заболеваемости. Только те , кто будет этим владеть, могут рассчитывать на успех. 2) Сравнение российской стратегии борьбы с туберкулезом и стратегии ВОЗ выявляет определённые различия, главными из которых являются следующие: — Стратегия ВОЗ – ориентирована на общественное здравоохранение – ранняя диагностика и стандартизованное лечение заразных случаев. Российская стратегия – ориентирована клинически – профилактика (БЦЖ) и активное выявление случаев, меньше внимания уделяет завершению лечения при отсутствии квартального когортного анализа результатов лечения.

Но ещё в середине прошлого века классики отечественной фтизиатрии проф. Рабухин А.Е., проф. Перельман М.И. утверждали и доказали, что эти четыре направления (четыре столпа) — раннее выявление, своевременная диагностика, эффективное лечение и профилактика должны работать как единое целое и при сбое хотя бы в одном из них рассчитывать в территориях на улучшение эпидемиологической обстановки по туберкулёзу не приходиться. Главная же беда, в случае таких сбоев, заключается в том, что при оценке эпидемиологической ситуации допускаются грубейшие ошибки, влекущие за собой ошибочность в выборе тактики и стратегии — когда «при наличии правильных предпосылок делаются неправильные выводы». Нечто похожее произошло и в нашем регионе в период 1996-2016 годов.
Туберкулёз — заболевание хроническое, длительно текущее, заразное. В подавляющем большинстве случаев заражения человека происходит воздушно-капельным путём. Механической защиты от заражения населения туберкулёзом не существует. В связи с этим очень важна объективная и близкая к достоверности оценка эпидемиологической обстановки, её динамики и эффективности организационных мер и практических действий с обязательными конечными результатами, Это нужно и для того , что бы определить не только степень эпидемиологической опасности для населения, но и определить последующие вектора движения противотуберкулёзных мероприятий. На коротких временных отрезках делать это не целесообразно, , как говорится: — «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии» Поэтому лучше проводить такой анализ на длительном отрезке времени.(1991г.-2015 г.)
Из истории развития фтизиатрической службы в России:
«Социально-экономические перемены начала 1990-х гг. в России сопровождались недостаточным финансированием органов здравоохранения, вынужденной миграцией и ухудшением социальной защиты населения. В совокупности названные факторы вызвали ухудшение всех эпидемиологических показателей по туберкулезу и сделали их такими же, какие они были в 60-х годах прошлого столетия.

Это еще раз свидетельствует о том, что туберкулез является не просто инфекционным заболеванием, а сложным социальнобиологическим явлением, связанным со снижением жизненного уровня, военными конфликтами, лишением людей социальных гарантий. Вместе с тем наличие в предыдущие годы хорошо организованной фтизиатрической службы в России (в т. ч. в Архангельской области) даже при недостаточном финансировании, при всех неблагоприятных условиях не позволило туберкулезу распространиться повсеместно.»
К началу 90-х противотуберкулёзная служба Архангельской области (ПТС) сложилась как скоординированное единое целое (общая лечебная сеть, специализированная лечебная сеть в т. ч. ведомственные мед. сети и органы власти), состоявшая из четырёх взаимосвязанных систем — раннего выявления, своевременной диагностики, эффективного лечения и профилактики.
Система раннего выявления туберкулёза лёгких, (именно эта форма заболевания является наиболее важной в эпидемиологическом отношении), состояла из:

-организации ежегодных массовых флюорографических осмотров населения с 15 лет, с охватом 70%-75 % на основе строгого картотечного учёта;
-туберкулинодиагностики у детей по 14 лет включительно;
-централизованного контроля за качеством флюорографического обследования путём пересмотра всех отснятых флюорограмм в городах и районах области, оцененной рентгенологами общей лечебной сети как норма. (для выявления пропуска патологии и пополнения учебного архива);
— централизованного дообследования лиц, выявленных с рентгенологическими признаками заболеваний органов грудной клетки ( в т. ч. рака лёгких, туберкулёза лёгких, не специфической патологии лёгких, а так же патологии костной и сердечно-сосудистой систем) для оптимизации диагностического периода и сокращения сроков госпитализации;
рентгенологического отделения областного противотуберкулёзного диспансера (ОПТД), оснащённого современной диагностической рентгеновской аппаратурой, передвижной флюорографической техникой ( 2 флюороавтобуса, 1 передвижная рентген-флюорографическая станция, переоборудованная сотрудниками диспансера из пассажирского железнодорожного плацкартного вагона для обследования населения, проживающего вдоль ж/д линий в глубинках нашей области) со 100%-ной обеспеченностью кадрами рентгенологов, рентген-лаборантов, водителей и младшего медперсонала, с удостоверениями проводников пассажирского ж/д вагона, выдаваемых ж/д службой после проведённой аттестации;

Из архивной справки 1982 года о работе «рентген-вагона».

Архангельская область имеет развитую железнодорожную сеть общей протяженностью 1500 км, охватывающую 112 населённых пункта в 10 районах с общим количеством населения около 150 тыс. Для обследования его с 1965 года использовались два классных ж/д вагона выпуска 1930 года, переоборудованных в передвижную флюорографическую станцию. В 1977 году эксплуатируемые вагоны из за износа материальной части ж/д службой были списаны. Но облздравотдел через МЗ РСФСР и Госплан РСФСР в том же году добился получения нового пассажирского вагона открытого типа модели 61-425. Ввиду отсутствия типовой проектно-сметной документации под переоборудование вагонов такого типа в передвижную рентген- флюорографическую станцию, вагон-ремонтные заводы и заводы изготовители отказались принять заказ на такую работу. В целях экономии времени и средств, ОПТД совместно с рентген-центром областной клинической больницы, областным управлением «Медтехника» разработали соответствующий проект, который был осуществлён в январе-феврале 1978 года силами этих же учреждений. Переоборудованный вагон, после прохождения испытаний и проверки железнодорожной службой тех. контроля, СЭС и рентген-центра областной больницы был сдан в эксплуатацию. За 16 лет на флюорографе вагона произведено 530386 . исследований, выявлено 1500 больных активной формой туберкулёза.

Население, проживающее вблизи железной дороги обследовано пяти кратно с интервалом 1 раз в 3 года со средней ежегодной нагрузкой 33140 чел. Выявляемость туберкулёза на 1000 обследованных снизилась (пик 1971 г.) с 4,1 до 1.0 (1981 г.), что свидетельствует о значительном оздоровлении населения в этих местах проживания. Кроме того, в соответствие с договорённостью между руководством облздравотдела, ОПТД и областным УИН проводилось обязательное флюорографическое обследование лиц, находящихся в ИТК, расположенных вдоль закрытой ж/д сети. Очень важным разделом работы бригады медиков было создание дублирующей флюоротеки, что в последствии упрощало диагностику и сокращало на неё время, не говоря уже о значительном улучшении эпидситуации по туберкулёзу в самих ИТК);
— участия органов исполнительной власти в системе раннего выявления туберкулёза через принятия соответствующих решений и постановлений.
Функционирование системы своевременной диагностики обеспечивалось поликлиниками, общей лечебной, специализированной сетью и соответствующими методиками. Подготавливались кадры, ориентированные на дифференциальную диагностику, которые при возникновении малейших подозрений на любую специфику ( Онкология, Туберкулёз, ООИ. ВИЧ и др.) принимали меры по скорейшему направлению .пациентов в специализированные центры диагностики.

Для системы эффективного лечения в области повсеместно проводилась единая политика сохранения и укрепления специализированного коечного фонда. В 80-е годы был построен противотуберкулёзный диспансер на 90 коек в . Архангельске, который к 1991 году стал мощным диагностическим пульмонологическим и организационно-методическим центром для всего здравоохранения области. В п. Цигломень построена санаторно-лесная школа — интернат на 200 мест для детей и подростков с круглосуточным пребыванием. Ежегодно изскивались и выделялись средства на ремонт и поддержку почти 8-ми сотен санаторных и лечебных специализированных коек. Следует
заметить, что комплекс деревянных зданий туб. больницы в Лахте (п. Катунино) и в Маймаксе был достаточно изношен и требовал постоянного ремонта Конечно, средств всегда не хватало. Но основной вектор в поддержке системы эффективного лечения не менялся никогда.

С учётом понимания единства 4-х систем готовились кадры для работы в противотуберкулёзной службе. В процессе обучения и переподготовки врачебного и среднего персонала противотуберкулёзный диспансер и кафедра туберкулёза тогдашнего АГМИ работали в тесной связке. ПТС области всегда имела высококлассных специалистов-практиков, учёных, преподавателей, которые обладали не только глубокими познаниями во фтизиатрии, но и способностью передать их студентам и молодым специалистам, привить любовь к профессии и уважение к инфекции, с которой они встретятся на своём профессиональном пути.. Поэтому эффективность лечения больных туберкулёзом Архангельскими фтизиатрами всегда находилась на достаточно высоком уровне.

Система профилактики туберкулёза — это направление во фтизиатрии наиболее консервативное, методологически хорошо отработанное, но не менее трудоёмкое и важное, Основная цель его — уберечь население от заболевания, снизить уровень возможности распространения инфекции. Это система, связывающая во едино большой комплекс мер, направленных на выработку, поддержание и укрепление иммунитета каждого человека. Большая часть наших граждан даже не подозревает, что туберкулёз всегда сопровождается выраженным иммунодефицитом организма. Существуют несколько видов профилактической работы, которую выполняют медики, общественные организации и органы исполнительной власти.

Специфическая профилактика осуществляет вакцинацию и ревакцинацию БЦЖ новорожденных, детей и подростков.

Химиопрофилактика — лечение спец. препаратами здоровых лиц из контактов, детей и подростков с гиперэргической реакцией и виражом
туберкулиновых проб,

Социальная профилактика проводится для оздоровления условий внешней среды, повышение уровня жизни населения, укрепление его здоровья, улучшение питания и жилищно-бытовых условий, развитие массовой физической культуры и спорта, проведение мероприятий по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, табакокурением и другими вредными привычками.
Санитарная профилактика преследует цели предупредить инфицирование бактериями туберкулёза здоровых людей, ограничить и сделать безопасным контакт с больным туберкулезом в активной форме (особенно с бактериовыделителем) в быту и на работе.

Единство четырёх систем в структуре противотуберкулёзной службы очевидно, но ведущей среди них является раннее выявление больных туберкулёзом. Именно эта система определяет алгоритм действий всей ПТС и синхронизирует действия остальных. Появление проблем именно в этой системе автоматически влечёт их появление в ПТС в целом, вплоть до разбалансированности управления службой. .
На протяжении нескольких десятилетий основополагающими документами в работе ПТС области были «Межведомственные целевые программы оказания противотуберкулёзной помощи населению», создаваемые на основе соответствующих федеральных программ, утверждались руководством области с обязательностью их исполнения.
Планомерная и целенаправленная работа ПТС области в 1965-91 годах с соблюдением баланса перечисленных систем позволила к 1991 году сделать выводы о том, что 1) процесс распространения туберкулёзной инфекции в регионе стал управляемым и 2) значительно улучшилась общая эпидемиологическая обстановка по туберкулёзу.

Охват проверочной флюорографией населения с 15 лет ежегодно достигал 70-75%.

На этом фоне уровень заболеваемости туберкулезом снизился до 20,7 / 100 тыс. нас.,

уровень первичной бацилярности — до 8,7,

уровень смертности — до 3,6. Не регистрировались случаи заболеваемости детей
туберкулёзным менингитом и случаи смертности детей от туберкулёза. Удельный вес выявленных больных с профосмотров (проверочная флюорография) достигал 60 %.

В структуре впервые выявленных больных преобладали малые формы лёгочного туберкулёза (очаговые. инфильтративные без распада).

Возможность вычислять скрытый резервуар туберкулёзной инфекции и определять его структуру стала реальностью. Благодаря стабильному ежегодному алгоритму раннего выявления туберкулёза, централизованного контроля за его количеством и качеством степень возникновения туберкулёзной эпидемиологической атаки на жителей региона практически свелась к нулю, Этому способствовала и эффективная диспансерная работа (лечение контингентов и профилактика среди населения), а также защита населения расстоянием, особенно в сельских районах в виду малой его плотности. Говоря более простым языком противотуберкулёзной службе области совместно со всеми другими заинтересованными службами удалось превысить скорость очищения общества от туберкулёзной инфекции над скоростью её распространения. Но…

Хаос 90-х отправил в глубокий управленческий нокаут руководство областной противотуберкулёзной службой и не только его.. Понадобилось почти 6 лет, что бы мало мальски прийти в себя, создать и утвердить постановлением администрации области от 5 июня 1996 г. N 262 межведомственную целевую программу «О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1996 — 1998 ГОДЫ».
Однако процесс ухудшения эпидемиологической ситуации по туберкулёзу уже пошёл. Этот факт чётко зафиксирован в обосновании программы.
« В последние годы туберкулез становится угрожаемой медико-социальной проблемой в Архангельской области. Заболеваемость туберкулезом выросла с 20,7 в 1991 году до 30,6 случаев на 100000 населения в 1994 году, в том
числе открытой формой с 8,7 до 14,1 в 1994 году. Увеличилось число деструктивных форм, появились случаи милиарного туберкулеза, казеозной пневмонии, туберкулезного менингита. Стало больше случаев
заболевания детей и подростков. На 33% возросла заболеваемость лиц,
которые были в контактах. К 1994 году наметилась тенденция к повышению распространенности туберкулеза. Удельный вес открытых форм туберкулеза в контингентах вырос с 24,7% в 1992 году до 37,5% в 1994 году. Отягощают структуру распространяемого туберкулеза лица, прибывшие из ИТУ. Смертность от туберкулеза выросла с 3,6 в 1991 году до 6,1 случая на 100000 населения в 1993 году. Отмечены случаи смерти от туберкулеза детей и подростков. Среди умерших росло число лиц с диагнозом туберкулеза, установленным посмертно.

Недостаточно стала проводится работа по специфической профилактике: вакцинацией охватывается только 91,5% новорожденных.

Туберкулинодиагностика среди детей и подростков не превышала соответственно 83% и 63%, оставаясь на низком уровне. Население с 15-летнего возраста ежегодно осматривалось профилактическим методом флюорографии только на 45 — 51,5%.

Снизился процент выявленных больных с профосмотров с 60 % в 1991 году до 52% в 1994 году.

Снижалась эффективность лечения больных.
Оставалась неудовлетворительной материально-техническая база противотуберкулезных учреждений. Только 250 туберкулезных коек из 655 расположенных в зданиях, соответствовали санитарно-гигиеническим нормам. Износ Архангельской городской туббольницы N 1 и туббольницы «Лахта» составлял 100%.

Устарело и приходило в негодность оборудование передвижных флюорографических установок облтубдиспансера, обеспечивающих профилактический флюорографический осмотр населения в наиболее отдаленных пунктах области. В результате сложившейся ситуации в ближайшие годы прогнозировалось дальнейшее ухудшение эпидемиологических показателей по туберкулезу.

Предполагался рост первичной заболеваемости на 20 – 30%, распространенности на 15 — 20% ежегодно и дальнейшее утяжеление структуры клинических форм туберкулеза.

Главные пункты постановления:

1. Утвердить прилагаемую областную межведомственную целевую программу «О неотложных мерах борьбы с туберкулезом в Архангельской области на 1996 — 1998 годы».
Областному финансовому управлению совместно с департаментом здравоохранения при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на выполнение данной программы. /НЕ выполнено/
Департаменту здравоохранения…..подготовить соответствующее письмо в Минздравмедпром Российской Федерации о частичном финансировании программы за счет федеральных средств./НЕ выполнено/

2. Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики….предусматривать выделение капитальных вложений на проектирование и строительство лечебного корпуса туберкулезного диспансера на 300 коек в г. Архангельске и лечебного корпуса туберкулезного санатория «Глинница» в г. Вельске. /НЕ выполнено/

Управлению капитального строительства администрации области в 1996 — 1998 годах осуществить разработку проектно-сметной документации и строительство лечебного корпуса туберкулезного диспансера на 300 коек в Архангельске и лечебного корпуса туберкулезного санатория «Глинница» в г. Вельске./НЕ выполнено/ Исполнение проектирования и строительства провести на конкурсной основе.

Рекомендовать мэриям городов Архангельска, Северодвинска, администрациям городов и районов разработать с участием органов и учреждений здравоохранения, сельского хозяйства, образования, средствмассовой информации, служб УВД региональные программы на основе областной межведомственной целевой программы «О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в Архангельской области на 1996 — 1998 годы»./данных не найдено/

Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя председателя правительства администрации области Белогубову М.Н.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ1.

1.Обеспечение необходимого уровня мероприятий по профилактике туберкулеза.
Критерии:
вакцинация детей к году жизни не менее 95% от числа родившихся;/не соблюдены/
ревакцинация в декретированных возрастах не менее 97% от числа подлежащих./не соблюдены/

2. Обеспечение своевременного выявления больных туберкулезом среди населения.
Критерии:
Охват туберкулинодиагностикой детей и подростков не менее 95%;/не соблюдены/
охват населения флюороосмотрами с 15-летнего возраста не менее 80%./не соблюдены/

3. Повышение эффективности лечения больных.

Критерии:
прекращение бактериовыделения у впервые выявленных больных не менее 90%;/данных не найдено/
закрытие полостей распада до 70%;/данных не найдено/
абациллирование в контингентах не менее 20%./данных не найдено/

4. Отработка мероприятий по социальной защите больных туберкулезом и медицинского персонала противотуберкулезных учреждений.
Критерии:
заболеваемость из контактов не более 0,4 — 0,5 случаев на 100000 населения;/данных не найдено/
удельный вес рецидивов к числу контингентов не более 5,6%./данных не найдено/

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Стабилизация эпидемиологической ситуации по туберкулезу в Архангельской области с максимальными показателями заболеваемости не более 50,0 случаев на 100000 населения и болезненности не более 150,0 — 160,0 случаев на 100000 населения в 1998 году./НЕ ДОСТИГНУТЫ/ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является предупреждение распространения заболеваний туберкулезом в Архангельской области, снижение социально-экономических последствий от туберкулеза путем скоординированного осуществления комплекса мероприятий организационного и научно-
практического характера./НЕ ДОСТИГНУТА/

Программа полностью провалена

В тоже время туберкулёз в регионе продолжает набирать силу. Через два гола фтизиатрической немоты появляется новая программа «НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЁЗОМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2002 ГОДЫ», утверждённая постановлением администрации Архангельской области 2 августа 2002 г. N 220. В отличии от предыдущей в ней мало конкретики за исключением, пожалуй финансового блока. Программа изобилует общими понятиями, расплывчатыми формулировками и фразами. Весь региональный негатив связанный с туберкулёзом объясняется в основном общей неблагоприятной социально-экономической ситуацией в России. Из программы; «….В течение последнего десятилетия туберкулез остается для Архангельской области угрожаемой медико-социальной проблемой. За этот период заболеваемость выросла в 4 раза, увеличилось число новых случаев инфекции среди детей. Зарегистрированы случаи инфицирования медицинских работников. Отмечается утяжеление клинического течения туберкулеза с быстро прогрессирующим началом и развитием тяжелых осложнений. Неуклонно растет количество хронических больных туберкулезом, выделяющих микобактерии туберкулеза. Удельный вес открытых форм туберкулеза в контингентах вырос с 24,7% в 1992 году до 58,5% в 1999 году. Среди больных преобладают лица из социально незащищенных групп населения.

Доля лиц, находящихся в пенитенциарных учреждениях, в 1999 году составила 48,8% от числа зарегистрированных. Данная ситуация негативно влияет на эпидемиологическую ситуацию на Севере, так как происходит перенос инфекции из мест заключения к постоянным жителям Архангельской области. Смертность от туберкулеза выросла в 3,6 раза. При этом увеличивается число лиц с диагнозом туберкулеза, установленным посмертно. Остается неудовлетворительной материально-техническая база противотуберкулезных учреждений области. Около 30% туберкулезных коек расположены в зданиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам. Технический и моральный износ рентгенологической аппаратуры в этих учреждениях составляет 90%.»
Основные цели программы:
— стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом;
— снижение основных показателей: заболеваемости, смертности и распространенности туберкулезной инфекции;
— предупреждение развития лекарственной устойчивости;
— повышение активности профилактики и раннего выявления туберкулеза;
— улучшение качества жизни больных после проведенного лечения.
Для достижения целей необходимо решение задач:
— обеспечение проведения стандартного, бесплатного курса лечения больных;
— внедрение новейших медицинских технологий в области диагностики и лечения туберкулеза;
— обеспечение необходимого уровня мероприятий по профилактике и раннему выявлению туберкулеза;
— техническое переоснащение и укрепление материально-технической базы фтизиатрических учреждений.
Срок реализации Программы 2000-2002 годы.

Система программных мероприятий

1. Совершенствование лечебно-диагностического процесса:
-создание централизованной системы бактериологического контроля на базе
лаборатории областного противотуберкулезного диспансера. Лечение больных на основе международной стратегии DOTS;
-организация деятельности дневных стационаров фтизиатрических учреждений.
2. Обеспечение необходимого уровня мероприятий по профилактике и раннему выявлению туберкулеза:
-повышение охвата прививками БЦЖ детей и подростков, профилактическими флюорографическими осмотрами населения области старше 15 лет, обследование на туберкулез лиц из «групп риска»;
-разработка программы по вопросам информирования населения в части профилактики туберкулеза.
3. Внедрение новейших технологий:
-внедрение диагностики туберкулеза по стратегии DOTS методом простой микроскопии, выявления мультирезистентного туберкулеза методом «Inno Lipa»;
-химиотерапии краткосрочными курсами.

4. Переоснащение и укрепление материально-технической базы
фтизиатрических учреждений:
-реконструкция и ремонт фтизиатрических учреждений, дооснащение их оборудованием;
развитие информационного обеспечения и подготовка кадров.
Реализация Программы позволит:
-стабилизировать заболеваемость туберкулезом среди детей и взрослых; снизить смертность от этой инфекции; уменьшить уровень заболеваемости туберкулезом в очагах инфекции, среди содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы; сократить число тяжелых форм туберкулеза; уменьшить сроки лечения и расходы на оказание стационарной медицинской помощи больным туберкулезом при организации стационаров дневного пребывания; снизить уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;
-улучшить показатели ранней диагностики туберкулеза и его профилактики»….
Судя по отрывочным документам, касающихся результатов этой программы, есть данные международной конференции (Санкт-Петербург, Россия 25-27 ноября 2002 г) — Туберкулез в Северо-Западном регионе России /докладчик профессор Гоар Баласанянц/, где упоминается Архангельская область…. «Наиболее высокие показатели, указывающие на эпидемиологически неблагополучную ситуацию и нарастании бациллярного ядра, отмечали, помимо Псковской области, в Новгородской (37.3) и Архангельской (35.7) областях. Продолжился рост впервые выявленных больных в фазе распада. Наиболее высокими были показатели по Архангельской (59.8%), Псковской (54.7%) областях и Республике Карелия (56.7%), причем во всех трех регионах имел место подъем уровня несвоевременно выявленного туберкулеза…..Самый низкий уровень оперативной (хирургической) активности отмечен в Мурманской (0.4%) и Архангельской (0.8%) областях…»

Программа была благополучно забыта.

Последнее упоминание о ней появилось в 2014 г., когда на основании постановления Правительства Архангельской области от 24 июня 2014 года N 255-пп она была признана утратившей
силу. Однако события на фтизиатрическом поле региона продолжали разворачиваться и достаточно бурно, только шли они в совершенно противоположном направлении, обозначенном в двух предыдущих, к слову сказать неплохих программах. Алогичность действий руководителей ПТС области потрясает. При ухудшении всех эпид. показателей по туберкулёзу, интенсивном нарастании его агрессии ( рост заболеваемости, первичной бациллярности, позднего выявления туберкулёза, рост числа первичных больных с процессом распада лёгких, резкого снижения уровня профосмотров населения (флюорография) началась «оптимизация» стационарной и санаторной специализированной коечной сети. Не строительство, не реконструкция, как было записано в целевых межведомственных программах, а её уничтожение. В период 1998-2007 г.г. было ликвидировано почти 700 коек ( туб. больницы в п.п. Катунино и Маймакса, санаторий для взрослых в г. Шенкурск, детский санаторий «Глинница» в г. Вельск, туб. отделения для взрослых в Новодвинске и Коряжме. Из системы противотуберкулёзной службы была изъята санаторно-лесная школа-интернат на 200 мест в п. Цигломень, где осуществлялось обучение и специализированное лечение детей и подростков из области с гиперэргической туберкулиновой реакцией и переболевших
туберкулёзом.

Куда же и каким образом девались больные туберкулёзом с закрываемых коек и каковы были социальные последствия столь радикальной «реорганизации» специализированной коечной сети? Областная газета Правда Севера 09 июня 2007 писала:

«Туберкулезный» переезд: ситуация накаляется.

«В этот понедельник из филиала областной психиатрической больницы в п. Жаровиха через окно убежал больной с открытой формой туберкулеза. Случай здесь не первый. 52-летнего Алексея В. искали около двух дней. Что и где он делал все это время, неизвестно. Зато известно, что в этот больничный городок из аварийного здания больницы в Маймаксе в скором времени собираются перевести еще от 30 до 70 чел. страдающих туберкулезом. В отличие от пациентов с заболеваниями психики большинство «новоселов», среди которых немало людей с криминальным прошлым, в перемещениях особо ограничены не будут.

Вчера жители микрорайона, где расположен жаровихинский филиал психиатрии, вышли на акцию протеста на центральную площадь Архангельска. С детьми на руках, плакатами и… в медицинских масках. К чести протестующих, на плакатах был и такой лозунг: «Больным – достойное лечение».

Здание туберкулезной больницы в Маймаксе состарилось не в один день. Давно было ясно, что пациентов придется куда-то переводить.

Так почему дело дошло до митингов и судебных разбирательств? Почему больных с прежнего места в бараки поновее сейчас «выгоняют» приставы, а жителей Нового поселка поставили перед фактом: привезем и точка?

– Да, здание в Маймаксе 1935 года постройки, – едва перекрикивая собравшихся объяснялся директор департамента здравоохранения Сергей Эммануилов. – Деньги в здравоохранение снова пошли недавно, а у нас 14 недостроенных объектов по области на полтора с лишним миллиарда рублей. Нам бы не дали «заводить» еще одну стройку. Год от года мы как могли ремонтировали маймаксанскую больницу, потом в поисках вариантов для переезда «обползали» все брошенные здания на окраинах – в военных городках. Нет подходящих! Коммуникации запущены. Жаровиха – единственный выход. Иначе разве ж мы к нему прибегли, зная, что будут такие вот митинги…
Это оправдание, но не объяснение….. Наверное, при таком накале страстей стоило бы еще раз и в Жаровиху съездить, и по пустующим гарнизонам: какие такие непреодолимые препятствия для размещения больных нашли там чиновники от здравоохранения? Военные обычно строят так уж строят. До июньской сессии, на которой будет решаться вопрос о проектировании новой туберкулезной больницы время ещё есть.

А акция протеста ничем конструктивным, как водится, не закончилась.

Департаменту на площади не помогли ни главные врачи обеих больниц, ни Андрей Марьяндышев, один из ведущих в области специалистов фтизиатрии. Единицы из нас способны принять соседство чужого человека, больного туберкулезом. Что бы там ни говорили, эта болезнь не из тех, что покорно сидит в четырех стенах. Жители Нового поселка планируют новую акцию протеста:15 июня. Документы в суд уже готовы».
Однако на территории области до настоящего времени не построено ни одного современного противотуберкулёзного учреждения..Вполне естественно такой процесс не мог не отразиться на качестве лечения и своевременной диагностике. Старая кадровая школа резко поредела, а новая если и сформировалась, то на каких принципах? Системы раннего выявления и своевременной диагностики просто рухнули. Уровень профилактических осмотров населения (флюорография), о повышении которого талдычат со всех трибун, на деле значительно снизился. Упала активность выездных флюоробригад. Рентген-вагон тупо продали управлению Сев.ЖД в Ярославль. В регионе постепенно произошла подмена принципов организации метода раннего выявления туберкулёза у населения в до клинической фазе болезни путём массовой флюорографии на норвежскую технологию, которая ориентирована на выявление заболевания методом микроскопического исследования мокроты, что с точки зрения его эффективности, как массового и активного метода совершенно абсурдно.

Какой нормальный житель, не измученный кашлем, побежит, поедет, полетит в лабораторию за тридевять земель, для того, чтобы только плюнуть в чашку??

Это означает, что «население», как объект обследования из системы раннего выявления выпал, и остался человек с жалобами, человек-больной, причём больной заразный, состояние которого вынуждает обращаться к медикам. Вот так тихо и плавно раннее выявление туберкулёза лёгких перетекло в позднее, на медицинском сленге «выявление по обращаемости».
Централизованный контроль за качеством раннего выявления и своевременной диагностики туберкулёза исчез в принципе.

Невозможность определять скрытый резервуар туберкулёзной инфекции стала очевидной. Управляемость тубинфекцией противотуберкулёзной службой региона была вновь утрачена. Сама же служба, как единое целое, распалась на отдельные фрагменты, при полной безответственности за достоверность оценки эпидситуации по туберкулёзу в регионе. С 2002 г. по настоящее время в нашей области нет сколь нибудь внятной региональной целевой межведомственной программы по борьбе с туберкулёзом, с конкретными исполнителями и ответственными,, которая была бы утверждена Правительством области. На федеральном уровне нивелируется степень государственности противотуберкулёзных мероприятий, которые растворяются во множестве федеральных программ с подпрограммами.

К примеру:

Федеральная целевая программа по туберкулёзу 2007-2011
«…Программа включает в себя следующие подпрограммы: «Сахарный диабет», «Туберкулез», «Анти-ВИЧ/СПИД», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Развитие психиатрической помощи», «Вакцинопрофилактика», «Артериальная гипертензия». Цель программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 г.» (снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями)…..….При реализации программы учитывают участие в ней субъектов Российской Федерации, а также возможность самостоятельной разработки субъектами Российской Федерации аналогичных программ…» Не программа, а свалка, куча, разгребать которую предлагается регионам, но делать это оказывается вовсе не обязательно !? Далее, не успев подвести итоги «Программы….2007-2011 г.г.» рождается программа
«Остановить туберкулез на Северо-Западе России в наше время» на 2014-2018, которая включает:
— проект «Значение социальной поддержки при проведении профилактического противотуберкулезного лечения у ЛЖВ в пенитенциарной системе»;
— проект «Предупрежден значит защищен»: проведение информационных кампаний среди населения по пропаганде здорового образа жизни и профилактике легочных заболеваний, в том числе туберкулеза;
— проект «Планета здоровья»: улучшение пребывания детей в противотуберкулёзных учреждениях, снижение стрессовых ситуаций в связи с длительной изоляцией детей от родителей, воспитание гармонично развитого поколения;
— проект «Изучение потребностей пациентов в период лечения от туберкулеза и удовлетворение этих потребностей»
— проект «Коммуникация в здравоохранении».

И последнее- в октябре 2014 г. главный фтизиатр России Петр Яблонский сообщает о разработке уже «Новой федеральной программы по борьбе с туберкулезом на 2014- 2020 года», которая позволит России покинуть список стран с наибольшим бременем этого заболевания.

Вот как разобраться в этом «программном изобилии»?

Что это?

Анархия управления, не понимание с чем сталкиваемся или слепая ориентация на стратегии западных концепций по организации борьбы с туберкулёзом.? К туберкулёзной инфекции нельзя относится как к гипертонии, эндокринным и психическим болезням, даже к Вич/Спиду. Хотя бы потому, что причины и распространение этих болезней в отличие от туберкулёза, лежат в совершенно другой плоскости.. Туберкулёз — особо опасная инфекция, которая кроме человека способна поражать крупный рогатый скот (бычий тип, опасный и для человека) и птиц (куриный тип). Такие вспышки в недалёком прошлом регистрировались на территории России, в том числе и Архангельской области. Последствия их для экономики регионов весьма разрушительны. Инфицированных и заболевших животных и птиц забивают и сжигают. Их мясо употреблять в пищу нельзя, хоронить трупы в могильниках тоже нельзя. Фермы и птичники сжигают. На пораженной территории в течение нескольких лет категорически запрещается всякое строительство. По большому счёту, при
определенных условиях туберкулёзная инфекция может стать бактериологическим оружием (поражает человека, крупный рогатый скот и птиц, у человека угнетается иммунная и психоневрологическая системы, сопровождающиеся подавленным настроением и появлением различных страхов в семье, быту, на работе и т.д.).

И не надо ни солдат, ни вооружения. Достаточно иметь программу, обеспеченную финансовыми ресурсами со скрытой стратегической целью-стать другом. внедрится и разрушить в первую очередь систему раннего выявления в структуре противотуберкулёзной службы региона..

Организовать «шумовое прикрытие» через множество других программ, подпрограмм, общественных движений и сомнительных фондов. Цель таких «прикрытий» создавать благоприятное впечатление (красивую картинку) для руководства регионов и общественности о полезности и эффективности их деятельности, манипулируя отдельными показателями,

К примеру, ежегодное снижение показателя заболеваемости туберкулёзом лёгких подаётся как фактор улучшения элидситуации в регионе. Но при этом не упоминается, что происходит это на фоне ежегодного снижения уровня охвата населения проверочными осмотрами (флюорография) ниже 50%, при установленном общероссийском индикаторе 68.0 и ряда других признаков, свидетельствующих об усилении агрессивности туберкулёзной инфекции. (В переводе на бытовой язык — мало смотрим — мало выявляем — показатели уменьшаются — появляется картинка мнимого благополучия. На самом же деле идёт накопление скрытого резервуара инфекции за счёт не довыявления больных, чреватое вспышкой туберкулёза. Что и произошло в Северодвинске где в 2012-2013 гг. в результате реализации пилотного проекта, связанного с популяризацией флюорографического обследования и другими мероприятиями, в городе почти в два раза увеличилось количество выявленных больных туберкулезом.

Из выступления министра здравоохранения Ларисы Меньшиковой 29 сентября 2011 г… на международной встрече в Архангельске в рамках сотрудничества стран Баренц-региона с представителями министерства здравоохранения и социального развития области и представителями норвежской неправительственной ассоциации больных «Легкие и сердце»…. «…У нас в области показатели заболеваемости и смертности от туберкулеза ниже, чем в среднем по России.

С 2000 по 2010 годы заболеваемость туберкулезом и смертность от инфекции снизились в два раза. За 8 месяцев 2011 года туберкулез был диагностирован у 410 человек (32,7 случая на 100 тыс. населения), тогда как за 8 месяцев 2010 года было 35,2 случая на 100 тыс. населения», Там же специалист кафедры фтизиопульмонологии Северного государственного медицинского университета Андрей Марьяндышев заметил: «Не только другие регионы России, но даже за рубежом наша область служит примером по организации медико-социальной помощи больным туберкулезом».

Координатор проекта, представитель норвежской неправительственной ассоциации больных «Легкие и сердце» Силье Хагеруп со своей стороны отметила: «Да, работа по уменьшению распространения туберкулеза в области поставлена хорошо. (уменьшению ли? прим. моё) Нам бы хотелось, чтобы в дальнейшем, когда подойдет срок окончания программы, правительство Архангельской области продолжило противотуберкулезные мероприятия в том же направлении и объеме».

Министр заверила, что работа будет вестись и дальше: «Адресная медицинская и социальная помощь больным туберкулезом будет оказываться. Ключевая роль, конечно, принадлежит областному противотуберкулезному диспансеру. В районных учреждениях здравоохранения работа уже налажена, у всех имеются свои фтизиатрические кабинеты.

С 2012 года мед. учреждения перейдут в государственную собственность и будут финансироваться из областного бюджета. В их функциональную обязанность будет включен блок ведения информационного регистра. У нас уже есть подобные информационные регистры, например, для больных сахарным диабетом».

22 июня 2016 г. Заседание межведомственной комиссии по охране здоровья граждан ( вопрос — организация противотуберкулёзной помощи в Архангельской области).

Уже новый министр здравоохранения области Антон Карпунов отметил, что благодаря комплексной работе ситуация по туберкулёзу в нашем регионе на протяжении нескольких лет имеет положительную динамику. На сегодняшний день показатели заболеваемости и смертности в Поморье ниже средних по стране. По итогам прошлого года Архангельская область занимает четвёртое место среди 85 субъектов РФ и первое место среди 11 регионов СЗФО, С 2010 по 2015 годы заболеваемость туберкулёзом в Поморье снизилась с 53,3 до 32,7 а смертность от туберкулёза до 4,7 на 100 тысяч населения. Вот и картинки Всё стабильно хорошо. Проблем нет, задач, по видимому, тоже нет. Туберкулёз, как инфекционное заболевание медленно, но уверенно уходит с территории области. И не надо волновать областное начальство требованиями о необходимости строительства и создания современной клинической базы для диагностики и лечения больных туберкулёзом. Ведь их количество уменьшается.

Какая же чахоточная благодать снизошла на родное Поморье!!?

Однако, почему так стремительно снижаются показатели, характеризующие эпид. ситуацию по туберкулёзу в нашем регионе, особенно в последнее десятилетие ?

Есть ли для такого процесса предпосылки?

Каковы они? Или это игры статистики?

Неужели руководители противотуберкулёзной службы не видят (или не хотят видеть), что имеющиеся объективные предпосылки свидетельствуют об обратом. Что с появлением штаммов БК со множественной (МЛУ) и широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ) резко возросли трудности в лечении больных, что агрессивность самого микроба-возбудителя туберкулёза значительно усилилась, Этот факт подтверждается преобладанием в структуре впервые выявляемых больных обширных, деструктивных и заразных форм туберкулёза. Что система раннего выявления разрушена. Структура первичных больных прямо указывает на позднее выявление и длительное нахождение таких больных среди здорового населения, что в свою очередь ведёт к способствованию распространения особо опасной туб. инфекции, увеличению её скрытого резервуара среди населения, в котором происходит накопление больных, в том числе заразных. Что при позднем выявлении больных, как правило, увеличиваются сроки лечения и диспансерного наблюдения больных, растёт их инвалидизация.

И так далее по цепочке.

Более того, развал системы раннего выявления болезней лёгких у населения методом массовой флюорографии негативно отразился в онкологической службе, где резко возросло количество впервые выявленных больных раком лёгких в 4-й поздней стадии заболевания, ведущей к быстрой смерти таких больных. (Повод для отдельного анализа)

С 1998 года на территории Архангельской области в рамках сотрудничества стран Баренц-региона реализуется российско-норвежская программа «По уменьшению распространения туберкулеза».

Участниками её являются министерство здравоохранения Архангельской области, Северный государственный медицинский университет, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и неправительственная норвежская ассоциации «Легкие и сердце». Возникает вопрос — почему Архангельский регион представлен в данной программе гос. учреждениями, а Норвежская — неправительственной общественной ассоциацией? Хотелось бы увидеть конкретный текст документа, знать где, когда, кем и на каких условиях он утвержден. Какая определена ответственность сторон за его исполнение. Какая основная функция определена для норвежской стороны? Как правило, такие программы предполагают тесный обмен информацией, Участники программы с Российской стороны (см. список ниже) несомненно имеют доступ не только к открытым источникам но и к закрытой для иностранцев информации.

Поскольку речь идёт о туберкулёзе и СПИДе, в силу особенностей работы этих служб в открытый доступ может попадать информация о состоянии здоровья больших групп населения, относящихся к трудовым ресурсам, причём не только общие показатели, а конфиденциальная информация о больных, контактах, о спец. учреждениях ФСИН и их контингентах. Работая в такой программе следует понимать, что Норвегия это государство-член НАТО и что сегодняшние отношения этого блока с Россией носят недружественный характер. В 2014 г. договор по реализации вышеуказанной программы был пролонгирован.? ( из пояснительной записки гл. врача туб. диспансера за 2015 г. «Организация противотуберкулёзной работы в Архангельской области»). И вообще, чем вызвано столь пристальное внимание и активная деятельность в продвижении норвежской стороной указанной программы на весь Северо-Западный регион, замечу более благополучный по туберкулёзу в сравнении с другими регионами? И почему именно через Архангельскую область? Международное сотрудничество — конечно хорошо. И всё таки…. Возможность использования такого сотрудничества в других, скрытых целях определёнными службами не исключается. Ведь наш регион-регион арктический, Забывать об этом нельзя.
В 2005 году, главный врач туб. диспансера Нина Ивановна Низовцева создала Благотворительный фонд помощи больным туберкулезом (ныне Благотворительный фонд «Лёгкое дыхание»). с целью привлечения дополнительных финансовых средств и поддержки противотуберкулезных мероприятий. В последствии, уйдя с должности, она становится главой фонда, с работой которого можно ознакомится в приложенных к докладу документах. По ним совершенно чётко прослеживается активная поддержка фондом норвежской модели организации борьбы с туберкулёзом в Архангельской области и распространению её на весь северо-западный регион.

Активное участие в работе Фонда принимают:

Андрей Олегович Марьяндышев, главный фтизиатр Архангельской области и Северо-Западного региона РФ, ныне профессор СГМУ, член- кор.РАН РФ
Бэртэ Штенберг, старший консультант международного Фонда ЛХЛ- интернешнл (Норвегия). С сентября 2014 года является основным координатором российско-норвежской программы «Остановить туберкулез на Северо-Западе России в наше время».
Айнар Хейдал, консультант международного Фонда ЛХЛ- интернешнл (Норвегия).
Расмус Мальмборг, директор международного Фонда ЛХЛ- интернешнл (Норвегия).
Муна Драге, заместитель директора международного Фонда ЛХЛ- интернешнл (Норвегия).
Хедвиг Фиске Амдал, старший консультант международного Фонда ЛХЛ- интернешнл (Норвегия).
Дмитрий Валентинович Перхин, главный врач ГБУЗ АО « Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер».
Елена Сергеевна Попова, главный врач ГБУЗ АО « Архангельский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями».
Оксана Михайловна Миронюк, заместитель главного врача ГБУЗ АО «Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер».
Александр Николаевич Смоленский, главный фтизиатр УФСИН России по Архангельской области.
Елена Геннадьевна Сбродова, главный врач ГБУЗ АО «Детский туберкулезный санаторий им. М. Н. Фаворской».
Галина Ивановна Худякова, заместитель главы администрации по социальной работе МО «Красноборский муниципальный район».
Михаил Витальевич Ожегов, руководитель отдела молодежи, семьи и спорта МО «Красноборский муниципальный район».
Владимир Борисович Благодарев, начальник Управления образования МО
«Красноборский муниципальный район».
Дмитрий Геннадьевич Панов, главный врач ГБУЗ АО «Красноборская центральная районная больница».
Римма Николаевна Карташова, главный врач ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №1».
Наталья Алексеевна Власова, заведующая диспансерным противотуберкулезным отделением ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №1».
Светлана Валентиновна Мартыненко, старшая медицинская сестра диспансерного противотуберкулезного отделения ГБУЗ АО «Северодвинская городская больница №1».
Ольга Михайловна Бечина, заместитель главы МО «Город Новодвинск» по социальной политике.
Ирина Петровна Волова, начальник отдела образования и социальной политики МО «Город Новодвинск».
Нина Михайловна Стадульская, начальник отдела по делам молодежи, спорта и туризма управления социальной политики МО «Город Новодвинск».
Марина Анатольевна Корешкова, начальник отдела по работе с обращениями граждан управления социальной политики МО «Город Новодвинск».
Константин Александрович Григоров, главный врач ГБУЗ АО «Новодвинская городская больница ».
Светлана Викторовна Царева, заместитель главного врача ГБУЗ АО «Новодвинская городская больница ».

Количество поморских профессионалов-активистов впечатляет.

Но есть вопросы:

1) Почему на территории Российской Федерации государственные меры по организации борьбы с туберкулёзом в регионе, обеспечивающиеся бюджетным государственным финансированием координируются (читай управляются) иностранными гражданами из норвежской общественной неправительственной ассоциации, гражданами страны, входящей в не дружественный России блок НАТО,

2) Кто конкретно, и в какой мере несёт ответственность за результаты проводимых мер в рамках международного сотрудничества?? Ведь результаты не дают основания для праздника на ниве фтизиатрии в Архангельском регионе.

Основные показатели, характеризующие эпидемиологическую ситуацию по туберкулёзу в Архангельской области (заболеваемость, структура заболеваемости, уровень профилактических флюороосмотров, смертность, посмертная диагностика туберкулёза и многие другие, не говоря уже о разрушении принципов отечественной фтизиатрии) не достигли уровня 1991 года. В области идёт скрытое накопление заразных больных туберкулёзом. Медленно, но верно растёт угроза вспышки туберкулёза. Очнитесь, господа управленцы здравоохранением.
Пора разобраться и начать реально работать на оздоровление общества.

 
 
Статья прочитана 405 раз(a).
 
Еще из этой рубрики:
 
Комментарии к записи "Архангельск. Приближается эпидемия туберкулеза"

Добавить комментарий
  1. Реально плохо. Так минздрав еще и скрывает статистику?

    • Её (статистику) не скрывают. Ей банально манипулируют, что ещё хуже. Разобраться в ней без специальных медицинских знаний не возможно, тем более проанализировать и оценить ситуацию. В области за эпид ситуацию по туберкулёзу отвечают проитвотуберкулёзная служба и «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области». Полагаю пришло время спросить с них по полной, поскольку речь идет о распространении особо опасной для людей инфекции и бороться с ней — не пол в избе подмести.

  2. Друзья, не переживайте! Николай не знает о чем говорит. Заболеваемость туберкулезом в Архангельской области одна из самых низких по стране. В 2016 заболело всего 340 человек — это открытая информация.

    В регионе функционирует одна из лучших лабораторий в стране. Любой человек по показаниям может обследоваться на туберкулез бесплатно с помощью современных методов — результат будет готов в течение 2-3 дней. В других регионах на это уходят недели.

    Флюорография — тоже бесплатно ВСЕМ.

    Про манипуляцию статистикой — все умершие от ЛЮБЫХ заболеваний обязательно проходят посмертное вскрытие. Патологоанатом ставит заключительный диагноз, который ОБЯЗАТЕЛЕН к регистрации. Если умер от уберкулеза — то так и будет зафиксировано. От туберкулеза умерло 54 человека в 2016. Основная причина — поздняя обращаемость.

    Друзья, если у Вас кашель больше 2х недель — обязательно обратитесь к врачу! Берегите себя!

    PS: Николай — бывший главный врач противотуберкулезного диспансера. По всей видимости, после увольнения так и не смог себя больше нигде реализовать.

Здесь вы можете написать комментарий к записи "Архангельск. Приближается эпидемия туберкулеза"

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты
Архивы
Наши партнеры
Тестовый сайт Гражданской Палаты АО
Позорный столб
Гражданская Палата
Поморфильм
Политическое образование
Печать ФОТО РФ
Ремонт гитар
Форум мастеровых Архангельска
Читать нас
Связаться с нами
svoboda2012@yandex.ru