Схема обращения с отходами. Что не так?

Схема обращения с отходами. Что не так?

22.07.2019 0 Автор NikProva

Авторский Клуб

Предложения к территориальной схеме обращения с отходами в Архангельской области 

Часть 3

Александр Юфряков

Группа экспертов 

Скандалы, Инсайд, Криминал, Политика

И другие Новости Арктики

Информационный портал АрхСвобода

  ApxSvoboda

Главный Архангельский Telegram-канал: http://t.me/arhsvoboda

 Архангельск, Москва, Санкт-Петербург, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма, Нарьян-Мар

Часть 1 — http://arhsvoboda.ru/?p=47844

Часть 2 — http://arhsvoboda.ru/?p=47917

От автора: Я буду благодарен за критику, дискуссии, новые предложения и идеи. Для удобства читателей и следуя традиции прикладываю файл, в котором сведены все три части замечаний и предложений в форме пригодной для подачи в уполномоченные органы.

…Повторюсь, что ТС имеет смысл только как часть Комплексной Программы по обращению и повторной переработке отходов потребления и производства. Поэтому речь пойдет о мероприятиях, предлагаемых в рамках такой программы. Но в значительной части они укладываются в ТС и должны быть в ней учтены.

Программа включает следующие разделы.

Просветительский. Разработать и довести до сведения население цивилизованные способы обращения с ТБО, как, то сокращение генерации ТБО, сортировка ТБО и приемы РСО, экономное расходование ресурсов, неприемлемость разбрасывания мусора, добровольная уборка территорий. Довести до населения права и обязанности РО и основы договоров с ними. Рассказать о контролирующих ведомствах и организациях, занимающихся переработкой отходов, и пунктах приема сортированных отходов. Довести до сведения населения наказания в виде штрафов за нецивилизованное поведение и поощрениях за цивилизованное. Ввести соответствующие дисциплины в детских садах, школах и ВУЗах, курсы для чиновников.

Юридический. Развить законодательную базу для скорейшего решения проблемы обращения с отходами и их переработки. Предоставлять на общественное обсуждение проекты ВСЕХ планируемых к строительству объектов по обращению с отходами (как бы они ни назывались: объекты сортировки, переработки, утилизации, обеззараживания, временного хранения, захоронения ТКО или еще как-то) с проведением Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).
Юридически закрепить норму о необходимости 2 и более конкурирующих регоператорах (РО). Есть примеры регионов где действует несколько РО. Лишить РО монопольных полномочий распоряжаться всем потоками ТБО.
Утвердить обязательны раздельный сбор отходов по 5-ти фракциям.
Законодательно создать условия для развития малого бизнеса в сфере раздельного сбора вторсырья и его первичной переработки. Упростить их регистрацию предприятий в это сфере, предусмотреть их освобождение от части налогов. Напомню, что РО освобожден от уплаты НДС и налога на прибыль. Упростить выделение земельных участков для контейнерных площадок, пунктов сбора вторсырья и предприятий переработки отходов.
Законодательно запретить неуместное использование одноразовой посуды, не перерабатываемых в настоящее время видов упаковки, одноразовых пластиковых пакетов, надувных шаров…
Ввести штрафы до 1000 рублей за замусоривание территории, разбрасывание окурков, упаковки несознательными гражданами.

 

Экономический. Рассчитать и оптимизировать необходимые затраты и разработать план график и механизмы финансирования для решения проблемы обращения с отходами и их переработки.
Как уже было сказано, в предлагаемой ТС интересы РО объективно противоречат интересам населения и местного бизнеса. Следует так выстроить экономические стимулы, что снять это противоречие. Для этого надо закрепить функции первичной сортировки ТБО за населением и местным бизнесом, а функции транспортировки к перерабатывающим предприятиям, собственно создания и обслуживания перерабатывающих предприятий, ликвидации несанкционированных свалок, модернизации, функционирования и рекультивации имеющихся полигонов оставить РО. Необходимо оплачивать РО очистку каждого квадратного метра загрязненной территории частично за счет загрязнителей, частично за счет госбюджета. И в тоже время обязать РО оплачивать по высокой цене каждый квадратный метр загрязняемой им территории, например, при устройстве новых полигонов. Тогда желание создавать новые свалки быстро пропадет, а появится желание очищать и работать уже на существующих полигонах. Что нам и надо. Напомню, что господин Ерулик, сдал за бесценок в аренду участок на Шиесе за символическую плату.

 

Необходимо снизить завышенный в ТС тариф на утилизацию ТБО — 4 403 рублей за тонну до 2000 рублей за тонну и завышенную норму — 0,4 тонны отходов на человека в год до 0,2 тонны, причем дальнейший рост тарифа должен регулироваться так же как рост иных тарифов на коммунальные услуги. Кроме того в тарифе следует явно выделить инвестиционную составляющую, скажем 10%, которую РО обязан инвестировать в инфраструктуру переработки отходов, в течение следующего календарного года.
Уставной фонд РО ООО «Экопарк» составляет 10000 рублей. Это операционная структура волгоградского холдинга с миллиардными оборотами. В существующей ТС ничего не мешает РО собрать с населения взносы на утилизацию ТБО (в АО это сумма порядка миллиарда рублей в год), вывести ее в, скажем, в оффшор и обанкротиться. Для минимизации подобных рисков и в знак серьёзности намерений следует обязать РО в первый же год инвестировать в материальную инфраструктуру АО по переработке ТБО не менее 100 млн руб. из своих средств (это 10% от предполагаемых сборов за первый год).

 

Назначить искусственно завышенные приемные цены на те виды вторсырья и отходов, которые не находят выгодного сбыта, но загрязняют окружающую среду. Например, принимать на пунктах приема вторсырья 1 кг окурков за 100 рублей, использованные масляные фильтры за 10 рублей за штуку и так далее. Компенсировать расходы на прием и утилизацию подобных фракций пунктам приема, ведущим подобную работу. И МО заблестят чистотой. Металлолом, например, не валяется больше бесхозным, поскольку собран «металлистами» за сходную цену.

 

Ввести повышенные тарифы за утилизацию смешанного мусора и пониженные за разделенного на фракции мусора. Запретить законодательно использование устаревших и вредных технологий утилизации ТБО, такие как сжигание и захоронение несортированных отходов.
Эти мероприятия дешевы, их можно провести быстро, а эффект от них очень значительный. Генерация смешанного ТБО существенно сократиться, примерно в 8 раз. Будет собрано отсортировано и подготовлено к транспортировке и переработке ценное вторсырье. Территории будут очищены от мусора. Начнется сортировка отходов на свалках с постепенным оздоровлением окружающей среды.
Список мероприятий открыт и не является исчерпывающим.

Технологический. Детально проработать схему реализации деятельности по сокращению образования отходов.
Ввести обязательную сортировку и раздельный сбор ТБО, минимум по 5 потокам: бумага/картон, металлы, стекло, пластик, смешанный мусор. Установить в ТС целевые показатели введения раздельного сбора и переработки вторсырья: не менее 70% до 2022 года, не менее 90% до 2025 года. Отсортированное вторсырье на полигоны ТБО уже не поступит, что в разы снизит нагрузку на них.

 

Органические пищевые отходы загрязняют сухие фракции ТБО и трудно отделимы после смешения. Они же являются источником неприятного запаха и привлекают насекомых и животных. Предлагаю рассмотреть смыв органики по системе канализации, через унитаз. Уже сегодня на рынке предлагаются диспоузеры – измельчители, устанавливаемые под мойками. Можно вручную, ножом измельчать пищевые отходы с плотностью меньшей плотности воды и спускать их в унитаз. Там трубы большего диаметра, чем в мойке. По системе канализации они транспортируются на очистные сооружения, где в отстойниках они подвергаются биоразложению активными илами и бактериями. Пищевые отходы послужат дополнительным питанием для них и повысят эффективность биопереработки.

 

Есть одна проблема. Сегодня сегодня в одну канализационную трубу сливаются отходы жизнедеятельности людей, пищевые отходы и отходы бытовой химии, моющие средства, дезинфицирующие средства. Последние токсичны и подавляют биопереработку на очистных соооружениях и отравляют ее продукты. Поэтому отработанные токсичные илы требуют специальной утилизации. Кроме того, отстойники выбрасывают в атмосферу большое количество вонючих парниковых газов. Предлагаю постепенно реконструировать систему канализации, проложив 2 трубы. Одну от унитазов для транспортировки экскрементов и измельченных пищевых отходов, большего диаметра; вторую от моек и ванн для транспортировки отходов бытовой химии меньшего диаметра. Вполне аналогично РСО.

И никаких крыс и тараканов в мусоропроводах и контейнерах! На очистных сооружениях для биопереработки органической фракции установить биореакторы, продуцирующие на выходе биогаз, который может быть использован для отопления, электрогенерации или для синтеза моторного топлива, и эффективные органические удобрения. Все продукты востребованы и могут быть реализованы по хорошим ценам. Отходы бытовой химии подлежат отдельной специальной утилизации.

В любом случае ТС должна предусматривать схему утилизации жидких отходов и реконструкцию канализации и очистных сооружений. Обязательно ликвидировать открытый сброс неочищенных стоков на рельеф и сточные канавы. Мэрия Архангельска уже оштрафована за эти нарушения более чем на 50 млн. руб! Это трудоемкая и дорогостоящая работа для которой должно быть привлечено федеральное финансирование.

 

О мусоропроводах. Предлагаю постепенно реконструировать систему транспортировки сухого мусора в многоквартирных домах с мусоропроводами. Вместо одной общей трубы сделать 5 разноцветных труб для раздельной транспортировки отсортированных в домохозяйствах фракций ТБО в соответствующие контейнеры. Мусоропроводы должны находиться в закрытом помещении с доступом по пластиковой карте. Можно установить электронную систему контроля и учета сбрасываемых фракций ТБО. Это подсистема лишь незначительно повысит себестоимость квадратного метра жилья. Современный дом должен быть умным.

 

Необходимо включить в ТС создание достаточного количества современных контейнерных площадок закрытого типа с доступом по пластиковым картам, разработав их типовые проекты; пунктов приема вторсырья с местами для первичного накопления и обработки как общего назначения, так и специализированных — для сбора текстиля, обуви, резины, ГСМ, дерева, строительного мусора, бытовой техники, крупногабаритного мусора и обязательный раздельный сбор опасных отходов, с последующей их вывозом и переработкой.
Максимально использовать, развивать и модернизировать уже имеющиеся мощности сортировочных и перерабатывающих предприятий и всячески стимулировать данные предприятия и, в том числе, Архангельский МПК с созданной им сетью контейнеров для РСО.

 

Создать новые перерабатывающие предприятия в регионе. Цеха по переработке макулатуры и хлопковых тканей на базе Котласского и Архангельского ЦБК. Цеха по переработке строительного мусора во вторичный щебень и добавок в бетон на базе ЖБИ и/или цементных заводов. Сортировочные станции на существующих полигонах и стационарные, высокотемпературные (с температурной зоной 1500 С, для разложения на составляющие токсичных фракций пиролизных газов) современные пиролизные установки, с последующим разделением полезных фракции на имеющихся полигонах для утилизации как уже складированных на них отходах, так и вновь поступающих смешанных отходов.

 

Почему высокотемпературный бескислородный пиролиз? Ведь он дороже низкотемпературного. Потому, что на существующих полигонах складированы смешанные отходы. В том числе ПВХ, ПХВ, токсичные отходы. Выделить из смешанных отходов путем сепарации практически невозможно. При термической обработке таких отходов синтезируются и выделяются в газообразной форме чрезвычайно токсичные хлорорганические и фторорганические соединения такие как диоксины, фураны и иные полиароматические соединения. Допустить их выбросы в атмосферу нельзя. Фильтры для их улавливания дороги и требуют регулярной замены. Проконтролировать эти выбросы нельзя, нет дорогостоящих лабораторий. При пиролизе нагрев отходов происходит в герметических ретортах без доступа воздуха. При наличии в реторте зоны разложения токсичных соединений с температурой около 1500 С происходит расщепление токсичных органических соединений на относительно безопасные компоненты, пригодные для дальнейшей утилизации. Они используются для нагрева реторты, синтеза жидкого высокооктанового моторного топлива и для дополнительной электрогенерации.

 

Твердые фракции пиролиза также подлежат обычной утилизации. Да, это тоже не безопасная технология. Но загрязнение окружающей среды снижается в сотни раз по сравнению с мусоросжиганием.
В Архангельске идеальным местом для перерабатывающих предприятий является промзона за Окружной дорогой и на Талажском шоссе. Там мусорный полигон САХ, ТЭЦ, ЖБИ, АМПК, Нефтебаза. Готовая инфраструктура. Эти предприятия уже генерируют и перерабатывают отходы. На ТЭЦ имеются золоотвалы и шламохранилища, на нефтебазе тоже шламохранилище. Пиролизная установка позволит утилизировать эти отходы с выработкой пиролизных газов, которые можно сжигать на ТЭЦ, удешевляя выработку электроэнергии. Золу и шлак можно на ЖБИ перерабатывать в строительные материалы. Например, токсичные фракции золы и шлаков, можно упаковывать герметично в толстостенные бетонные блоки в их центральные полости в качестве наполнителя, по примеру японцев. Использовать эти блоки при строительстве складов, военных сооружений, таких где люди присутствуют в минимальном количестве. На ЖБИ можно построить цех по переработке битого стекла в стеклянные строительные блоки и отделочные материалы типа смальты. Там же можно организовать производство тротуарной плитки из пластика, добавок для пластификации асфальтовых смесей для ремонта дорог и других простых изделий из вторичного пластика. И так далее. Все под рукой, все компактно расположено.
Отказаться от создания новых крупных полигонов ТБО, ибо потребность в них отпадет. Использовать мощности имеющихся полигонов, модернизировать их для перехода на новые технологии. Они еще могут работать, даже в прежнем режиме, по разным оценкам еще 5-8 лет. Это резко снизит капитальные затраты. Не потребуется дополнительный транспорт, и транспортная составляющая в утилизации не возрастет. Кстати сам транспорт существенно увеличивает загрязнение окружающей среда и генерирует значительное количество дополнительных отходов. Нет новым мусорным полигонам близ Катунино, Вельска и Котласа.

 

Исключить из ТС любые устаревшие и вредные технологии утилизации ТБО и прежде всего технологии сжигания несортированных отходов. Вместо 15 инсенираторов использовать пиролизные установки.
Исключить из ТС пункты временного накопления (ПВН), как по сути новые свалки с сопутствующими им процессами гниения, самовозгорания, выброса свалочных газов и стока фильтрата.
Исключить из ТС устройство новых мест захоронений для балластных фракций обработанных ТКО, так как в них отпадает надобность.